"Кожному гарантується право вільного доступу до інформації про стан довкілля, про якість харчових продуктів і предметів побуту, а також право на її поширення. Така інформація не може бути засекречена" ст.50 Конституції України

четвер, 18 грудня 2014 р.

Как бренд «эко» обманывает потребителей

14 декабря 2014

Мода на бренд «эко» давно распространилась в мире и сегодня набирает силу в Украине. Будучи огромной страной с богатым черноземом, Украина теоретически имеет все шансы стать крупнейшим поставщиком органической продукции на европейские рынки, заняв прибыльную нишу с динамично растущим спросом. Но есть несколько «но» …

Большинство потребителей не знает разницы между «эко» и «органик»

Для начала стоит разобраться с определением терминов. Для большинства людей «эко», «натуральный», «органический» – синонимы. Это верно по сути, но не верно по факту: разница между маркировкой «экологически-чистый», «био» и «органический» на самом деле колоссальна, однако отечественные производители заинтересованы в том, чтобы покупатель её не видел.

Органическая продукция:

∙ не содержат генетически модифицированных организмов (ГМО), ГМ продуктов и их производных;

∙ не содержат химически синтезированных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей;

∙ производятся без использования вредных технологий (ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация);

∙ не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного с использованием пестицидов, химических удобрений и другой агрохимии, гормонов и стимуляторов роста;

∙ не содержат сырья сельскохозяйственного происхождения, выращенного вблизи промышленных центров.

Экологическая продукция – продукция, произведенная с минимальным вредом для окружающей среды на всех этапах – от создания на заводе и до утилизации тары.

В Украине понятия «эко» и «органик» отличаются 

По европейским законам маркировку «органик» могут получить только прошедшие проверку сертификационными органами производители. Перед тем как разместить на продукции заветный «зеленый листик», хозяйство проходит самую внимательную и дотошную инспекцию, которая проверяет буквально каждый сантиметр производства, проводит анализы грунта, воды, сырья, готовой продукции. Подкупить сертификационный орган нельзя: те, в свою очередь, тоже проходят проверку раз год и если будут заподозрены в фальсификации или получении взятки, могут распрощаться с лицензией. 

В Украине же вопрос органического производства пока не урегулирован законодательно, в классификации товаров пока нет био- или эко-групп и нет понимания, как правильно использовать эти понятия. Широко растиражированный среди производителей молочной продукции бренд «био» (биомолоко, биокефир, биойогурты), не имеющей сертификации от соответствующих органов, а также подмена понятий терминов, вводят в заблуждение не только потребителей, но иногда и самих производителей.

В Украине на данный момент есть 15 сертификационных органов, осуществляющих инспекцию и подтверждающих право на использование европейского знака качества. Из присутствующих органов 15 – европейские и один украинский – Органик Стандарт (Organic Standard) *

«Чтобы стать сертифицирующим органом надо подать документы в аттестационный орган – их нет в Украине, так что придется направлять запрос в Европу. Представители аттестационного органа приедут, проведут проверку инспекции и выдадут аккредитацию на пять лет, подтверждать которую придется год», - рассказывает Александр Лысенков, старший референт немецкого сертифицирующего органа AbСert.

Все  «био», «натур» и «органик» – не более, чем реклама и замыливание глаз потребителей, если продукция не промаркирована вот таким листиком: 

 

Украина – будущее спасение Европы? 

Конституция Украины гласит:

«Кожному гарантується право вільного доступу до інформації про стан довкілля, про якість харчових продуктів і предметів побуту, а також право на її поширення. Така інформація не може бути засекречена»

Ст.50 Конституції України

Однако потребители Украины не имеют гарантий безопасности, так как зачастую не только производители утаивают состав или условия производства продукта, но и супермаркеты пользуются такими методами как наклейка новых ярлыков поверх старых с истекшим сроком годности, завышением веса продукции, использованием просроченных продуктов в кулинарии. Суть проблемы маркировки продукта как «органик» и как «эко» состоит в следующем: экологическое производство значит, что при производстве свели к минимуму использование  невосстанавливаемых ресурсов и уменьшили количество вредных для окружающей среде выбросов в воду или атмосферу. Органическое производство значит, что не менее 98% сырья, использованного при производстве продукта, является также органическим, то есть не содержит ГМО, выращено на чистом грунте без использования нитратов и пестицидов, не подвергалось никакой химической обработке ни в процессе выращивания, ни в процессе хранения. Проблема также состоит в том, что украинский ГОСТ отличается от европейских норм качества и весьма существенно.

Еще в июле премьер-министр Арсений Яценюк во время Третьего Всеукраинского аграрного форума говорил о том, что Украина должна стать ведущим производителем продовольствия на мировом рынке: «И мы, как страна номер один по потенциалу должны накормить своих граждан дешевыми и качественными продуктами питания и захватить внешние рынки. Это цель, которую ставит перед собой возглавляемое мной правительство», – заявил премьер и подчеркнул, что столь амбициозные цели являются вполне достижимыми в ближайшем обозримом будущем. Премьер на самом деле прав: Украина имеет потенциал. Однако, как и в других областях, беда нашей страны в коррупции и тесной связи политики с бизнесом.

Кто стоит за выдачей эко-брендов?

Крупным производителям не выгодно переформировывать производство, да и зачем, если продукция и так неплохо продается, и, в отличие от органического производства, требующего большего вмешательства механического воздействия (работы человека, соответственно, оплаты его труда), стоит гораздо дешевле? Тем не менее, чтобы оставаться в тренде «эко», компании идут на ухищрения, заказывая сертификацию не у европейских сертификационных органов по европейским стандартам, а у, например, «Живой планеты»,возглавляемой бывшим членом «молодой команды» Леонида Черновецкого Светланой Берзиной, замешанной в нескольких скандалах с хищением и отмыванием средств, ее имя называлось в качестве одного из организаторов подпольных собачьих боев, а во время ее пребывания на должности киевского зоопарка погибло несколько редких животных, включая слона Боя. Ныне Берзина является лидером Всеукраинской общественной организации «Живой планеты», которая выдала знак качества «Зеленый журавлик» таким гигантам, как  «Черниговское», «Олейна», «Немирофф», «Хлебный Дар», «Щедро», «Агро-нафта», «Бонаква», «Леруа-Мерлен».

На сайте «Живой планеты» утверждают, что являются единственным сертификационным органом в Украине

Но «Живая планета» не входит в перечень аккредитованных в Европе сертификационных органов, имеющих право выдавать сертификаты на продукты питания. Несмотря на это, всеми неправдами и используя административные действия, они сами создают регламенты под продукцию, которую теперь продают как «эко». «Живая планета» оперирует «экологическими стандартами» которые входят в международную оценку ISO14024. Но этот ISO «экологическая маркировка» для эко-продукции (зеленой продукции), производство которой меньше вредит окружающей среде и никак не является стандартом качества непосредственно продукта питания. Если привести аналогию: вам дают сертификат о том, что у бабы Глаши, которая варит вам борщ, в доме чисто и мусор она сортирует, вместо того, чтобы дать подтверждение, что борщ этот сварен из качественных продуктов, и никто в него не плевал. Нет, все честно. У бабы Глаши на кухне чисто. «Черниговское» в рекламе пьют на фоне зеленого луга и оленёнка, делая акцент не на том, что пиво – органичней некуда, а что природа не страдает. Но одно мне покоя не дает – ну почему «Живая планета»? Почему не один из нескольких сертификационных органов с европейской аккредитацией? Эко-маркировка – это отлично, так и должно быть, чтобы все производства имели жесткие требования и контроль над воздействием на окружающую природу, но при этом продукция должна позиционироваться честно, не вводить в заблуждение потребителя касательно своего влияния на здоровье человека. Для потребителя «эко-продукт» – это чистота сырья продукта, а не требования к производственному процессу.

PR-менеджер «САН ИнБев Украина» (компания, владеющая брендом «Черниговское») Людмила Нестеренко разницу между «эко» и «органик» продукцией знает, и подтвердилаFaceNews, что органическим пиво «Черниговское» не является. Так можно ли винить производителя в использовании средств рекламы доступных и привлекательных для потребителя, если они не противоречат законодательству? Наверное, нет. Винить можно себя: мы ведемся на рекламу, не разбираемся в маркировке, хватаем с полки дешевый продукт, радуясь, что он еще и полезен – ну «эко» же, значит, никакого вреда организму.  

Вопрос даже не в том, насколько вредно пиво или подсолнечное масло, выходящее под брендом «эко». Вопрос в том, как Украина собирается выходить на европейские рынки и выдерживать конкуренцию по качеству продукции, если для выполнения заявленной премьером цели, эдакого украинского «плана Маршалла», за 9 месяцев не сделали еще ровным счетом ничего? 

Украина может стать лидером органического рынка, если сбережет чернозем от химикатов и ГМО

Европейская практика прислушиваться к голосу потребителей и защищать их законные права может ускорить внедрение европейских стандартов потребления в разных сегментах рынка и повысить доверие граждан к власти. Но для реформирования и оздоровления рынка пищевых продуктов нужно усовершенствование законодательной базы и реальный государственный контроль над соблюдением законодательства про защиту потребителей, а также ввести высокий уровень ответственности за нарушение законных прав потребителей со стороны предприятий.

Спрос на качественные и органические продукты питания в Европе растет с каждым годом, тогда как посевные площади не увеличиваются. Украина действительно может занять эту нишу и вырваться из экономического кризиса. Но для этого власти придется создать условия для производителей, субсидировать органические хозяйства по примеру той же Польши и поощрять органическое производство среди фермеров. Словом, немного поработать, а потом не искать возможности выдоить и эту «корову» еще до того, как та разродится.

* Полный перечень сертификационных органов в Украине:

1.   Organic Standard – Органик Стандарт (Украина) – UA-BIO-108

2.   Insitute for Marketology (IMO)  (Швейцария) – UA-BIO-143

3.   Ecocert SA (Франция) – UA-BIO-154

4.   Austria Bio Garantie GmbH  (Австрия) – UA-BIO-131

5.   SGS Austria Controll-Co. GmbH (Австрия) – UA-BIO-159

6.   Control Union Certification (Нидерланды) – UA-BIO -149

7.   Ekolojic Tarim Kontrol Organizasyonu (ETKO) – (Турция) – UA-BIO-109

8.   CERES Certification of Environemental Standards GmbH (Германия) – UA-BIO -140

9.   Abcert AG  (Германия) –  UA-BIO-137

10.               Lacon GmbH (Германия) – UA-BIO-134

11.               QC&l GmbH (Германия) – UA-BIO-153

12.               BCS Oko-Garantie GmbH (Германия) –  UA-BIO-141

13.               Bioagricent S.r.l (Италия) –  UA-BIO-132

14.               Istituto Certificazione Etica e Ambientale (ICEA) (Италия) – UA-BIO-115

15.               Suolo e Salute srl (Италия) – UA-BIO-150

(Скачать справочник целиком можно здесь)

Никакие другие органы не имеют права свидетельствовать о принадлежности продукции к органической.

Автор: Ольга Харченко


Источник: 
Новости Facenews - http://www.facenews.ua/articles/2014/257469/

 

Немає коментарів:

Дописати коментар