"Кожному гарантується право вільного доступу до інформації про стан довкілля, про якість харчових продуктів і предметів побуту, а також право на її поширення. Така інформація не може бути засекречена" ст.50 Конституції України

середа, 7 листопада 2007 р.

Дырка от сыра Потребители, читающие надписи на продуктах, потребляют их на 5% реже

автор:Наталья МИЧКОВСКАЯ
«Не доверяй и проверяй!» – именно так можно сформулировать сегодня основной принцип покупки продуктов. Однако проверить, соответствует ли информация на этикетке действительности, бывает весьма проблематично: не может же потребитель заказывать экспертизу на каждый из купленных продуктов! Тем не менее эксперты утверждают, что немного достоверной информации можно получить даже из самой недостоверной этикетки.

Так, широко распространенное мнение, подкрепленное активной рекламой, о том, что в легких маслах напрочь отсутствует холестерин, является, по меньшей мере, заблуждением. «В так называемых легких маслах наличие холестерина зависит от состава. Если в состав такого масла входят исключительно растительные жиры, холестерина там нет и быть не может, но тогда о каком масле, пусть даже и легком, идет речь? Если же в составе присутствует животный жир, то и холестерин будет присутствовать обязательно!» - утверждает газете «СЕЙЧАС» врач-диетолог Лариса Буткова.

Украинский потребитель может «обжечься» не только на легком масле. Несмотря на введение новых стандартов, упаковку со словом «спред» на украинских прилавках найти весьма проблематично. Большинство покупателей по-прежнему остаются в приятном неведении, покупая суррогат под видом сливочного масла, и не только его. Эксперты рынка утверждают, что половина молочных, кисломолочных и молокосодержащих продуктов, продающихся под традиционными названиями, не соответствуют этим названиям по составу. «Раньше кефир, изготовленный по классической технологии, мог храниться от 1 до 3 дней. Да и сегодня, если в продукт ничего лишнего не добавляется, сроки хранения очень ограничены. Если же срок хранения продукта более 10 дней, это обстоятельство должно, по меньшей мере, настораживать, и состав данного продукта нужно проверять», - отметил газете «СЕЙЧАС» заведующий кафедрой гигиены питания Национального медицинского университета им. Богомольца Виктор Циприян. Сегодня на украинском рынке молочных продуктов широко представлена группа биопродуктов: био-йогурты, био-ряженки, био-сметана, био-кефиры, отличающиеся более высокой ценой из-за своих лечебных свойств. Однако, по мнению экспертов, надпись «био» на продаваемых кисломолочных продуктах зачастую не соответствуют их составу и может быть просто результатом недобросовестной конкуренции на рынке молочных продуктов.

Многие «продвинутые» граждане, предпочитающие здоровый образ жизни, стараются покупать исключительно полезные натуральные продукты, полагая, что надпись «экологически чистый продукт» или «экологически чистая вода» им эту «полезность» и «натуральность» гарантируют (см. «СЕЙЧАС», «Журавлиный ключ к продажам»). Как рассказал газете «СЕЙЧАС» коммерческий директор корпорации «Украинские минеральные воды» Иван Кузнецов, «в Украине понятие «экологически чистый продукт» ГОСТом не регламентируется, поэтому надпись «экологически чистый» может в равной степени как соответствовать действительности, так и быть рекламным ходом».

Тем более странно, по мнению экспертов, видеть надпись об «экологической чистоте», например, на упаковке риса. Специалисты утверждают, что если подобная надпись появляется, то это должно означать, что был проведен целый комплекс работ. Ведь то обстоятельство, что при выращивании риса поля не обрабатывались химикатами, вовсе не свидетельствует о его экологической чистоте. «Пестициды в грунте могут остаться, даже если эти площади обрабатывались химикатами 30 лет назад, поэтому основанием для подобных надписей должно быть тщательное исследование грунта. Недаром в Европе подобные продукты стоят в 1,5-2 раза дороже выращиваемых с использованием химикатов», - отметил газете «СЕЙЧАС» начальник научно-исследовательского центра Укрметртестстандарта Владимир Семенович. Кстати, по словам специалиста, довольно часто встречающаяся у нас на упаковках надпись «эко» вовсе не указывает на экологическую чистоту продукта, а лишь сообщает, что технология его производства не наносит вреда окружающей среде.

Отдельный разговор – «игра дат» на упаковках (см. «СЕЙЧАС», «Дымок отечества», «Под знаком качества»). Одни производители указывают дату изготовления, другие – конечный срок реализации. Однако на многих продуктах может быть и третья дата, поданная как основная, – дата расфасовки. Купив в супермаркете колбасу, сыр, кондитерские изделия в «фирменной расфасовке» с указанием сегодняшнего числа, не стоит радоваться небывалой свежести продукта: вполне возможно, что «возраст» этого продукта позволяет ему праздновать скромный юбилей, но упаковали (или переупаковали!) его только сегодня.

Впрочем, украинский потребитель и сам, как говорится, обманываться рад. Почему-то у нас считается, что «чипсы со вкусом сыра» - это то же самое, что жареный картофель с сыром, а, например, апельсиновый газированный напиток непременно содержит хотя бы немного натурального сока. «Разумеется, в этих продуктах нет ни сыра, ни апельсина, и обороты «с сыром» и «со вкусом сыра» - совершенно разные понятия», - отмечает г-жа Буткова. По ее словам, подобные продукты не несут организму ничего, кроме жировой или сладкой нагрузки, и правильнее всего было бы писать на них, что они не рекомендуются для употребления в пищу хотя бы детям.

Будем справедливы, на упаковках отечественных продуктов питания есть и вполне правдивые надписи, например, надпись на бутылке с растительным маслом «без холестерина». Только вот, по мнению Виктора Циприяна, «подобная надпись – глупость невероятная, поскольку холестерина в растительном масле никогда и не было!». Писать такое - это все равно что указать на мясе «без добавления сахара» или, например, на минеральной воде – «специально для вегетарианцев». Впрочем, судя по всему, подобные надписи не за горами, ведь законы рыночной экономики по-прежнему действуют.

Газета «СЕЙЧАС» уже писала о том, что в ЕС введены новые правила маркировки продуктов питания, цель которых – предупредить потребителей о высоком содержании в них соли, сахара, жиров (см. «Пища для ума»). Сделано это для профилактики ожирения, которым с каждым годом страдает все больше европейцев. Идея принятия новых правил принадлежит Еврокомиссии, члены которой еще 4 года назад высказались за обязательное информирование покупателей о комплексном характере продуктов с указанием всех нюансов. Ведь дело доходило до того, что продукт, изготовленный на основе сахара, мог рекламироваться как «содержащий 0,5% жира». Теперь же «хорошие» и «плохие» данные о пищевой ценности продукта должны помещаться на одной стороне упаковки, дабы покупатель имел полную картину относительно истинной ценности продукта. Специалисты утверждают, что теперь обмануть европейского потребителя будет намного труднее.

ГЛАВНОЕ


Исследования показывают, что более половины европейских покупателей доверяют надписям на продуктах. Потребители внимательно читают надписи на упаковках пищевых продуктов, интересуются, что в них содержится и... вовсе отказываются от еды: согласно американской статистике, те, кто читают надписи на продуктах, потребляют их на 5% меньше. Однако в Украине поговорка «что написано пером, то не вырубишь топором» постепенно себя изживает. Недобросовестные производители продолжают уповать на наивность и доверчивость покупателей, и сегодня информация на упаковке зачастую по достоверности мало отличается от информации, написанной на заборе.

Немає коментарів:

Дописати коментар