"Кожному гарантується право вільного доступу до інформації про стан довкілля, про якість харчових продуктів і предметів побуту, а також право на її поширення. Така інформація не може бути засекречена" ст.50 Конституції України

вівторок, 22 березня 2011 р.

§ TURTLE NEWS: [FOOD] О консервированных трупах, пищевых добавках и разной химической "вкуснятине"


О консервированных трупах, пищевых добавках и разной химической "вкуснятине"
У меня в холодильнике живет помидор, уже третий месяц, покупался к новогоднему столу. Товарный вид потерял, конечно, но это всё еще вполне помидор. Не выбрасываю в порядке эксперимента – должен же он когда-нибудь окончательно испортиться? Этот вечно-живой помидор меня наполняет оптимизмом. И вот почему.


Гробокопатели в развитых странах последние три десятилетия сталкиваются с проблемой – человеческие трупы перестали разлагаться. Вместо того, чтобы превращаться в перегной, тела становятся трупным воском. Ученые выдвинули три главных гипотезы: 1 – из-за загрязнения почвы в ряде мест пропали бактерии, которые отвечают за гниение, 2 – популярность омолаживающей косметики, что бальзамирует людей еще при жизни, и 3 (самая вероятная версия) – еда с консервантами. 



Когда новость о долгохранящихся покойниках дошла до широких масс, грохнула паника. Чем нас кормят?! – испуганно возмущались едоки. В конце двадцатого века людей потянуло назад к природе, новейшие разработки в области химии начали вызывать недоверие, стало модно переживать за экологию. В общем, новость о консервированных покойниках воспринялась с энтузиазмом; еще одно подтверждение, что в мире не осталось ничего натурального. 



Недавно я, молодой отец, забрел на интернет-форум молодых мамочек. Там обнаружил тему «Давать или не давать ребенку кукурузные палочки?» Совет домохозяек долго перетирал знакомые жизненные истории о панкреатитах, гастритах, дисбактериозах, и в результате большинством постановил – кукурузных палочек детям не давать. Во избежание. Почесав затылок, я полез в интернет, ознакомился с технологией приготовления этих самых палочек и выяснил: их состав, фактически, - это кукурузная мука, вода и сахарная пудра. Что тут, спрашивается, вредного?.. 



А дело всё в убеждении, что травят нас везде и всюду. Питаться в заведениях общепита вредно. Питаться едой из магазина вредно. Питаться едой с базара и того вреднее, можно подхватить болячку. Кушать заводской хлеб вредно. Плавленые сырки делаются из нефти. Колбасы из сои. Вина из порошка. По одному из украинских телеканалов недавно шел целый цикл передач – «правда о…»; журналисты, как коршуны, кружили над всем, что так любит зритель – сладостями и соленостями, мясом и молоком, - и всё оказывалось химией, химией, химией. Я следил, как они сужали круги, с интересом предугадывая, что же останется в сухом итоге. Не осталось ничего, по-моему.

Собственно, что тут плохого?


У космонавтов на орбите нет кухонных плит, еду можно только разогревать. И с холодильниками тоже проблема – на МКС была специальная камера, но быстро сломалась из-за перепадов напряжения. Еда для космоса имеет срок хранения два-три года, в любых условиях, при этом остается высочайшего качества. И это не тюбики, из которых волк в одной из серий «Ну, погоди» выдавливал эластичных зайчиков. Американцы, например, покупают продукты для своих космонавтов в обыкновенных магазинах. Если космонавты после смерти не будут нормально разлагаться, вряд ли их сильно это беспокоит. 



Консервант консерванту рознь. Не надо думать, будто химия в Кока-коле и китайском растворимом напитке-порошке одна и та же. Если на этикетке стоит буковка «Е» и циферка-индекс, это не значит, что перед нами обязательно яд. Таблица добавок с индексом Е была введена для стандартизации и удобства, чтобы не писать на этикетке мудреные химические названия. Большинство из них вполне натуральны. Например, популярный краситель Е 120 – это красная краска, добываемая из измельченных насекомых – кошенили. Йогурт с жучками лучше йогурта с химией, правда? 


Паника вокруг этих самых Е-индексов началась конкретно в 1976 году. Тогда в Париже впервые появились машинописные копии так называемого Вильжюи́фского списка. Это была одна из самых известных сейчас научных мистификаций. «Список» представлял собой перечень пищевых добавок с кодом Е, разделенных по их опасности для здоровья человека. Причем действительно опасные вещества, запрещенные во Франции, там были обозначены как вполне безобидные, зато безвредные (вроде обыкновенной лимонной кислоты Е 330) названы канцерогенами. И понеслось. Копии этого списка бродят по рукам до сих пор (пример) , разгулявшись по всей Европе, шагнув в Америку, Африку и на Ближний Восток. Своим названием список обязан медицинскому институту в Вильжюифе (пригороде Парижа), на исследования которого ссылались авторы документа. Руководство института неоднократно заявляло о своей непричастности, но кого это может переубедить? 



Сейчас многие производители продуктов стараются с буковкой Е быть осторожнее, зная, как на нее реагируют люди. Пишут полное название ингредиентов, чем иногда пугают покупателей того хуже. Ведь несведущий в химии человек на слух не отличит пищевую соду от боевых отравляющих газов. Знаете, например, что такое хлористый натрий?.. 



В 1990 году три американских студента решили пошутить, и неожиданно создали одну из самых знаменитых научных мистификаций. Они взялись предупредить человечество об опасном токсическом веществе – дигидрогена монооксиде. Этот химикат обладал рядом страшных характеристик, в частности, использовался:

    •    В производстве как растворитель и охладитель
    •    В ядерных реакторах
    •    В производстве пенопласта
    •    В огнетушителях
    •    В химических и биологических лабораториях
    •    В производстве пестицидов
    •    В искусственных пищевых добавках
    •    Химикат является основной составляющей кислотных дождей
    •    Способствует эрозии почвы
    •    Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов
    •    Длительный контакт с химикатом в его твёрдой форме приводит к серьёзным повреждениям кожи человека
    •    Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам
    •    Вдыхание даже небольшого количества химиката грозит смертельным исходом
    •    Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезненных изменениях тела

При этом человечество употребляет его всю свою историю. Уже, наверное, догадались, что «дигидрогена монооксид» - это вода, Н2О. А хлористый натрий, кстати, (он же натриевая соль хлористой кислоты) - это просто поваренная соль. Но звучит-то так! 



В перечне самых популярных аллергенов пищевые добавки скромно теряются в середине списка; первые места занимает природная пыльца, естественные плесневые грибы, натуральные домашние клещи, органические орехи, живые цитрусовые, настоящий мёд, осиный яд и т.д. 


Нет, большинство из химических примесей действительно вредно. Тот же нитрит натрия (Е 250), который добавляется практически во все колбасные изделия, придает им яркий розовый цвет, токсичен, ядовит, к тому же способствует раку. Бог знает, чем это может аукнуться в будущем, но пока люди едят его десятилетиями, и массового мора не наблюдается. В автобиографичной книге А.Кузнецова «Бабий яр» автор, тогда будучи четырнадцатилетним мальчишкой, пишет, как подрабатывал у мелкого предпринимателя-колбасника, в оккупированном немцами Киеве, то есть 65 лет назад. И этот колбасник горстями кидал в тазы с фаршем кристаллы какой-то желтоватой селитры. 


Дозы нитрита натрия в колбасах микроскопические. К тому же этот химикат убивает бактерии-возбудители ботулизма. А от ботулизма, кстати,  можно помереть быстро, внезапно и мучительно. 



Знаменитый усилитель вкуса – глутамат натрия (вещество, возбуждающее рецепторы) действительно может привести к потере зрения, и это подтвердили опыты на крысах. Но обычно не упоминают, что рацион подопытных животных состоял из порошка процентов на 20%, а в меньших количествах вредный эффект не подтвержден, хотя и предполагается. 



В общем, как обычно – сила в знаниях, и в них же спокойствие. Если, предположим, человек дома делает себе бутерброд, и кладет в него немного «уставшую» колбаску, просто потому, что жалко выбрасывать – он знает, чем ему это грозит, и сознательно идет на риск. Покупая же бутерброд где-то в общепите, человек не знает его судьбы, потому настроен на худшее. 



Макдональдс, например, уже много лет вынужден доказывать, что не верблюд. Печатает на бумажных скатертях калорийную ценность своих бутербродов, вводит в меню свежие салаты; снимает рекламу, где доказывает, что его котлеты – это «мясо, соль и перец». Народ не верит. «Ненавижу макдональдс, гадость!» - «Боюсь того момента когда мой сын скажет а пойдём в М..» - «Я давно читала, что там в соусы добавляю какую-то фигню, вызывающую привыкание» - «Моему сыну уже семь лет, но я НИ РАЗУ не водил его в эту забегаловку!!...» Такие страсти вокруг обыкновенной закусочной. 



Механический откорм скота, высокотехнологичная заморозка фарша сразу после обработки людей почему-то пугает. Зато когда мясо растет в сельском хлеву, не прививается от паразитов, забивается во дворе, по запчастям раскладывается под открытым небом, и прежде чем попасть на стол, хорошенько полежит на базарном прилавке, привлекая натуральных мух – это тренд. 


Производители – не дураки, мода на то и мода, чтобы на ней зарабатывать. Полки магазинов быстро наполнились «эко-продуктами». Ушлые западные торговцы украсили товары хлесткими стикерами «No Junk» (без мусора), или «No Nasties» (без гадостей). Коротко, сурово и на покупателей действует, маркетинг сказал своё слово. 



В рекламе запестрело «без консервантів та барвників». Вот сейчас я пишу этот текст, а по телевизору идет реклама майонеза. Водно-жировая эмульсия с соевым белком. Да, но «без консервантів». Начали плодиться онлайн-магазины «органических товаров» - куры по 50 и больше гривен (плюс доставка), «домашнее» растительное масло по 25, вдвое дороже магазинного. Чем «органическая» курица отличается от простой базарной, я не знаю. Зато в студенческие годы имел счастье работать на маслобойне, про растительный жир многое могу рассказать. Разгружал КамАЗы с подсолнухом, чистил полотняные фильтры, кидал в мешки горячую макуху, лузгал семечки, опершись на лопату – весь технологический процесс наблюдал, кроме рафинирования. Зуб даю – химии там не добавляют, только физическая обработка. Я с интересом бы вообще посмотрел, как растительное масло бьется в «домашних» условиях, и почему получается вдвое дороже. 


А еще есть сумки из «органических» тканей, одежда, сувениры, «вечеринки в стиле Natural» - всё для дорогих покупателей. 



У нас в стране запрещены генно-модифицированные овощи и фрукты. Вообще на всех продуктах, даже на минеральной воде, давно появилась зеленая пимпочка «Без ГМО». Но вот тот помидор у меня в холодильнике, о котором я писал вначале, во мне будит какой-то научный интерес. Когда он окончательно испортится, сфотографирую и зафиксирую время. Самый подходящий овощ, чтобы на Марсе расти.

Немає коментарів:

Дописати коментар